Специфика вечерней школы при пенитенциарном учреждении состоит в следующем:
Итак, первая особенность нашей школы - лица, которые утратили интерес к школьному обучению, многие из них давно порвали со школой, нигде не работали, и круг их общения, характер поведения определялся нравами криминальной среды. Особый контингент учащихся (разновозрастный состав классов – лица от 18 до 30 лет, совершившие преступление и осуждённые за кражи, грабежи, разбои и другие преступления, не имеющие основного и среднего общего образования, с социальной и дидактической запущенностью).
Вторая особенность: особые условия педагогической деятельности. Закрытый тип образовательного учреждения, отсутствие возможности участия воспитанников МОУ «Центральной вечерней школы» в районных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и конференциях; отсутствие возможности выполнять какие-либо домашние задания; постоянное ( в течение учебного года) убытие-прибытие учащихся, изменение первоначального состава набранных; этапные дни, возможность условно-досрочного освобождения, перевода на колонию-поселение, применения актов амнистии и помилования, а также высокая скученность учащихся создают обстановку повышенной нервозности, постоянного стресса.
Если в вечерней школе при ИУ – особый тип учащихся, то и к педагогам предъявляются особые требования. В связи с этим учителя школы не только преподают свой предмет, но и еще являются исследователями, психологами , дипломатами, гуманными наставниками тех, кто решил себя реабилитировать и встать на путь исправления.
Третья особенность вечерней школы - нестандартный учебно-воспитательный процесс. Он учитывает все, что так важно для нас: индивидуализацию, дифференциацию обучения, использование коллективной мыслительной деятельности учащихся, их богатый жизненный опыт, их тягу к игровым и прочим ярким эмоциональным формам учебы. Эта нестандартность диктуется и тем, что наши учащиеся – это осужденные на срок лишения свободы. Они не всегда в силу объективных причин могут посещать занятия по строгому расписанию, а потому нуждаются в работе по индивидуальному плану, с использованием зачетной системы обучения, системы консультаций.
Вышеперечисленные особенности требуют и иного подхода к оценке результативности работы учителя в такой школе. Наша школа при ИК сегодня- это островок, очаг, где педагоги пытаются не только ликвидировать пробелы в образовании своих подопечных, но и оказать позитивное влияние на воспитание, в первую очередь, человека, способного адаптироваться в непростых условиях современного общества, нормально жить и работать, порвать со своим негативным, преступным прошлым. Учителя школы взаимодействуют с администрацией исполнительного учреждения по вопросам, возникающим при осуществлении учебного процесса, оказывают помощь воспитательному отделу колонии в проведении воспитательной работы с осужденными.